Главная » Статьи » Личности |
Галина Чаликова: три года вечной жизни
Катя Марголис – художник, дизайнер, эссеист, переводчик. Куратор арт-проектов фонда «Подари жизнь»: «Ты мне супер-нужна», – начинался каждый твой звонок каждому из нас в любое время суток. А дальше просьба кому-нибудь помочь. Ты никогда не просила ничего для себя, но просила за каждого, будто за себя. А мы бросались выполнять твою просьбу. Правильно заметил кто-то: получить от тебя просьбу было, как получить награду или медаль. И в этом тоже особый твой дар – дать почувствовать каждому себя нужным кому-то еще. Ты умела отдавать все, и даже свою способность дарить ты передавала нам как дар, совершенно, при этом, сама не замечая, каким бесценным сокровищем делишься. «Там, в просторах голубиных, сколько у меня любимых». Один за другим ушли лучшие и главные. За их спиной было так надежно, и хорошо было оставаться детьми. Теперь первый ряд приходится на нас, которым сиротливо и страшно взрослеть. С тобой было тепло и уютно. Ты любила уменьшительные. В твоих устах они не звучали слащаво и были совсем не похожи на лакейские постсоветские «присядьте на скамеечку» или «вам на какое билетик», которые в расхожем современном языке просто заполняют лакуну между советским магазинным хамством и утраченным умением выразить учтивость без потери собственного достоинства. Твои были другими. Домашними, родными, немного самоироничными. Они по-прежнему сопровождают тебя всюду. «Валечка, дай мне тот платочек», «Схожу в туалетик», – говорила ты кокетливо. Теперь не говоришь. Слабенькая, истонченная и измученная. За окном серый дождь. Дышать стало тяжелее. Лепечу, что-то нелепое, глупо пытаюсь свалить на погоду: *** Ежеминутно занятая миллионом насущных дел, Галя понимала красоту глубже и шире, чем мы, казалось бы, занятые искусством профессионально. Даже в самые трудные времена, когда в больнице не хватало жизненно необходимого, Галя к удивлению окружающих особо поддерживала занятия искусством с детьми. Казалось бы – до рисования ли тут, когда ребенок балансирует на грани жизни и смерти, когда не хватает катетеров и перевязочных материалов. Но Галя упорно твердила, что детское рисование не менее важно, чем лечение. Да, конечно: собрать деньги на лекарства, лечить, бороться с болезнью, но иногда достаточно нескольких цветных карандашей… и человек уже не пациент. Ибо творчество – не десерт, а хлеб. Возможность говорить с миром от первого лица, возможность отдавать и дарить даже перед лицом страха и боли. В детстве вообще нет границ и перегородок. У детей нет профессий, дети не играют роли, детям не пристало быть пациентами… Да и взрослым не пристало… Явление красоты миру – в чуде жизни, которое пробивается через бинты и стекла. В болезни же это единство обретает предельную реальность. И художник, равный себе-человеку, в нарушение всех численных законов, оказывается в итоге больше самого себя. Среди окружающего нас скрежета бесконечных «-измов», наверное, эта глубинная детская непосредственность (неопосредованность) сделала Марка Шагала величайшим художником ХХ века. А Галя просто сама, как витраж. Проводник света. Насквозь. Физически, буквально. Вне двумерности изображения. *** Самые глобальные проекты ты умела делать по-семейному. Именно так ты ощущала нашу людскую общность. И памяти своей мамы ты делала последнее, на что были силы. Просто, камерно, и в то же время не теряя из виду масштабов. С мамы, ее жизни, творчества и болезни начинался твой путь в благотворительность. Твое собственно чудо. Помню, как-то ты рассказывала мне о ней, уже неизлечимо больной, в Германии: «Мы ехали в метро. Напротив сидели какие-то молодые люди, панки. А мама так жадно смотрела на них, впитывала, ловила их взгляды, и в ее глазах читалась такая жажда жизни». После чудовищной второй операции ты тоже сказала: «Я раньше не любила жизнь (это ты-то!) и не могла жить сегодняшним днем (поверь – это так, я-то знаю, хотя все думают обо мне иначе), я все в будущее была устремлена – а теперь я так хочу жить… каждый день». И тут же о том, что теперь ты знаешь, что значит «Из глубины воззвах»… *** *** «…Свидетельство одного из знакомых Кьяры: «Мы приходили ее ободрить, а на самом-то деле, это она нас ободряла». Вся жизнь Кьяры была свидетельством любви, «Любви с большой буквы, которая одна приносит истинное счастье». Кардинал Тарчизио Бертоне в своей проповеди указал на то, что жизнь и служение Кьяры – это своего рода призыв к святости, <…> и напомнил слова Иоанна Павла II: «Не бойтесь быть святыми!» Едва слышно, как дождь за окном, ты сказала, что тебе трудно молиться, но что как раз проходит полдня, пока ты поименно вспоминаешь всех нас, кого ты взяла в свое сердце. И, вдруг, прощаясь: «Ты не представляешь, как тяжело болеть и умирать…» и еще в самом конце полушепотом: «Вы мне родные сестры». А я что-то мычу, жую зеленое яблоко, заботливо протянутое Валей, глажу твои ноги, укутанные в плед, и стараюсь не заплакать – яблоко помогло. И уже слишком хорошо знаю: сестры на то и есть, чтобы с ними невозможно было расстаться. И повторю только: *** Меняются слова и их смысл. Название созданного тобой фонда «Подари жизнь!» теперь читается как призыв и почти цитата: «жизнь положить за други своя». Рассылка о самочувствии из вопроса «Как Галя?» превращается в завет «будьте, как Галя». Меняются и лица. И просто фотографии становятся какими-то иконописными: вот Галя поднимает палец к небу, словно объясняя нам что-то, вот еще символ – Галя тянет санки, в которых сидят дети, а Валя толкает, вот Галя встречает новый, 2010-й год, сложив руки крестом на груди и словно уже зная грядущее – если только можно, Авва Отче… – и даже черты лица иконописные… Но одновременно ничего не изменилось. Потому что это новое измерение никак не отменяет любви – земной, простой и пустоты диванчика… *** Да и где-то это было понятно всегда, что ты – навеки. Сколько раз был порыв – взять и записать один твой день на диктофон… Просто шквал звонков, разнообразие тем и собеседников, клубок горя и надежды, смешных нелепостей, казусов, ужасов вперемешку с красотой, смеха и слез… и все в Галиных репликах в телефон. И твой смех, серебристый, словно разноцветные бусинки на дне стакана. И твое приглушенное «да, да» – когда ты всем существом вслушивалась в каждый голос на другом конце провода, словно он был для тебя единственным. Хотелось это записать, чтобы сохранить тебя для кого-то абстрактного, кто никогда не встречал тебя и не знал, что такое может быть. Но каждый раз что-то останавливало – во-первых, своих не записывают, а во-вторых, странный суеверный страх – словно памятник при жизни заказываешь… *** И так до самого конца – не делая различий, не расставляя приоритетов – потому что в Царствии Божием нет иерархий – а только полнота. А после – весь свет рассеянный вдруг собрался, как в фокусе линзы – и стало видно то, что только смутно угадывалось до. *** Я не строю догадки, но просто знаю теперь что-то новое. И рада (и пусть меня простят те, кому это покажется кощунственным), что ты там. Ты больше не больна. Тебе не больно. Ты возвращаешься к себе собой. Уходишь и возвращаешься одновременно. И, уходя, ты как будто приоткрываешь дверь, из которой льется непосредственный, физически ощутимый свет. Через боль твоего ухода бьет навстречу этот поток света, и в нем явственно проступают очертания этого нового, чему нет имени. Белоснежная боль Пасхи – говорил отец Георгий. Все ею преображено, и кажется, что смерти вообще не было. А на прощание уже после своего ухода ты подарила мне Грузию, залитую этим светом. Грозди винограда. Шуршание листьев. Вино в глиняных кувшинах. Горные монастыри, в которых тебя теперь поминают. Лица. Встречи. Миллион мелких и невероятных совпадений, которые кажутся просто тканью жизни – потому что ты и тут умела все устроить и обо всем подумать. А в Тбилиси росла твоя мама. Ведь совсем недавно: И мы живы этим. И потому все эти дни мы, такие непохожие, даже внешне узнаем в друг друге тебя. И потому нам так больно и так светло и так явственно понятно. Екатерина Марголис /http://www.taday.ru/ *** И пока мы медлим, всматриваемся в себя и все не решаемся соскрести серебряную пыль с зеркала, чтобы оно снова стало просто прозрачным окном, книга жизни подошла к странице…. Последний раз на выходе из больницы у меня попросили сдать пропуск. Я перерыла всю сумку, но найти не смогла. А сейчас нашелся сам. Написано: разовый пропуск. А куда этот пропуск я тоже теперь догадываюсь. И чаю… Ольга Журавская, учредитель фонда помощи детям с органическими поражениями ЦНС «Галчонок», названного в честь Галины Чаликовой (это было ее завещание – создать фонд помощи таким детям). Плакала сегодня в машине так, как будто мне девять – навзрыд, с иканием. Переносимся во времени, – я в Одессе, мы снимаем дачу где-то в Аркадии. Как и прежде, шумят дурацкие маслины вдоль берега, склоны если и не горели, то только потому, что их потушила кишечная палочка. Снимаемая дача неприятна: колючие одеяла, плитка выбей зуб, вырви глаз, чешская стенка и старый телевизор, но это неважно: мне тридцать и я жирная. (Никак не похудею после родов, и это волнует больше, чем жизнь во всем мире. То есть, допустим, Бог есть, но как это поможет мне похудеть?) Мы праздновали день рождения в одном из прибрежных ресторанов, который только одесситы знают. Приятная музыка, белые скатерти. Не помню ничего, потому что как чувствовала. Галя (Галя Чаликова, директор фонда «Подари жизнь») уже в хосписе у Веры Васильевны (Вера Васильевна Миллионщикова, основатель Первого московского хосписа), которой тоже нет уже к тому времени почти год как, и все эти дни мы пытаемся передать Вале и Лиде обезболивающую помпу, доставшуюся от Леши Скуратова. Леша, Леша. Сколько ты лет боролся? Наш герой. От Леши к этому времени почти ничего не осталось, он умер незадолго до, а ведь мы и виделись всего лишь раз, когда собирали ему денег на лечение хоть где. Но много трепались по скайпу: Леша был очень красивым мужчиной, с таким говорить – одно удовольствие, сразу чувствуешь себя женщиной. Вернувшись к одеялам и открыв ноутбук, первым делом прочла письмо от Оли Капитульской – финансового директора «Подари жизни». Точнее нет, мне кажется, что я начала орать, как только увидела письмо, еще даже не прочитав его точно. На вой и ор вбежал Сережа, и сразу как-то так обнял, что я поняла одну важную вещь: любовь – это когда рыдать страшным горем можно только в этого человека. Раскачиваться, выть, скрежетать зубами, быть ровно настолько неженщиной, насколько человек в огромном горе теряет свою оболочку. Но это ок. Когда я кое-как успокоилась и пришла в себя, то позвонила по скайпу Ляле. Ляля обожала Галю. Она умерла, – честно сказала я Ляле. Ляля была на четвертой стадии ровно того же. Говорить с Лялей про Галину смерть было как будто репетировать с кем-то про Лялину, а потому, как бы это сказать, я пыталась свернуть по быстрому. Но Ляля не разрешила. Рыжик, сказала она, как же так. Ольга Журавская, учредитель фонда помощи детям с органическими поражениями ЦНС «Галчонок» /http://neinvalid.ru/ Вот так, – разрыдалась я снова, и Ляля разрыдалась тоже, и весь мир, как мне казалось, плакал, потому что «нет человека, который был бы, как остров, сам по себе, каждый человек есть часть материка, часть суши; и если волной снесет в море береговой утес, меньше станет Европа, и так же, если смоет край мыса или разрушит замок твой или друга твоего; смерть каждого человека умаляет и меня, ибо я един со всем человечеством, а потому не спрашивай, по ком звонит колокол». *** Я помню, как на похоронах Валя мне тихонечко, чтоб я не разрыдалась, сказал: а угадай, какую из икон нарисовала Галя? Я огляделась, и мое внимание привлекла одна: Георгий Победоносец, убивающий змея. И все бы ничего, по канонам, кабы не одна деталь: на попе коня красовался огромный шикарный бант с вензелями. Бант явно интересовал художника куда больше, чем все остальные участники. Ошибиться было невозможно. Майя Сонина, директор фонда помощи больным муковисцидозом «Кислород». Галина Чаликова стояла у истоков помощи пациентам с муковисцидозом в России. *** Какая-либо широкая благотворительная помощь в направлении наших ребяток с диагнозом «кистозный фиброз» началась с директора фонда «Подари жизнь» Галины Владиленовны Чаликовой. Это тот человек, которому дано пропустить через себя, и рассказать неформально и приватно, о каждом из них, как о своем. Тогда, еще давно она была координатором фонда при РДКБ. Галя рассказала про отделение медгенетики Кате Чистяковой. Катя приходила, говорила с родителями, прониклась, после дала материал про Соню Звереву в Коммерсанте, так что-то первое появилось в прессе. Потом Галя познакомила меня с Ясей Таньковой. И пошли резонировать публикации в КП. Потом Галя рассказала про наших детей директору фонда «Помоги.орг» Сарре. И тогда «Помоги.орг» начал программу помощи нашим больным. Потом Галя рассказала про нас Лене Смирновой из «Созидания», и «Созидание» тоже взялось им помогать. Потом она договорилась с Ириной Мягкой из фонда «Евросеть» о помощи с кислородными концентраторами. Потом она просила Гришу Мазманянца помочь в создании фонда. Так появился наш «Кислород». Галя просила и просит за наших детей всегда со слезами и всегда горячо. Она всегда о них молится и всегда о них плачет. И Галя сумела создать для них ожерелье из людей-жемчужин. Майя Сонина, директор фонда помощи больным муковисцидозом «Кислород» /Maya Sonina/ twitter.com/ Я рассказываю об этом для того, чтобы дать Гале еще и еще тепла от всех наших бесконечных спасибов и спасибищей, и для того, чтобы о ней молилось еще больше людей, потому что настало время, когда этому человеку особым образом нужна вся целительная вера и вся любовь, какая только есть, одним мощным потоком, чтобы победить. – А я уже с твоими ребятами тут познакомилась! Вот с Галей так всегда. – Я очень стараюсь! – комментировал свои действия директор, сидя на больничной койке рядом с девочкой-учителем, и было видно, что и впрямь старается. Неподдельно. Для пояснения следует еще сказать, что сотрудницы и волонтеры фонда тогда вышивали по кусочку для лоскутного одеяла в подарок малышу, который должен был родиться у коллеги, ну и Гале дали задание строго-настрого вышить кусочек. – Какая же чудесная у тебя Яна! – восклицала потом Галя двадцать восемь раз. И добавляла: у такой девушки должно быть все хорошо. А в соседней палате лежал Антон, приехавший тогда в страшно запущенном состоянии на лечение в Москву в первый раз. Он потом писал у себя в ЖЖ о том, что неожиданно для себя открыл в Москве огромную концентрацию искренней человеческой доброты и даже не знает, как на это с непривычки реагировать. Я показала Гале его ЖЖ только потому, что Галя очень просила. Дело в том, что Галя – это тот человек, что делает предложения, от которых невозможно отказаться. Этот ее талант имеет одну цель: выудить, чем и в чем еще можно помочь. Так вот, я стеснялась показать Гале его ЖЖ потому, что там он очень ругается, а я знаю, как Галя не любит матюги. – Наш человек, – сказала Галя, ознакомившись с материалом. Ната мне еще вот тут напомнила: борец с режимом был настолько истощен, что весил около 38 кг, и Галя в этой связи кормила его колбасой. Я Галю знаю с 1999-го года, когда пришла в РДКБ. при каких обстоятельствах мы с ней познакомились, не помню. Так, кстати, многие говорят, я заметила. просто ощущение, что мы были тепло знакомы всегда. Я рассказала здесь лишь эпизод, а вообще все долгое повествование, что складывается в голове из образов, получается каким-то слишком камерным и личным, тихим, как камин и плед, и потому мне сложно решиться на озвучивание. Галя – единственный, пожалуй, человек, знающий и помнящий наизусть каждую деталь моей замысловатой частной жизни. Нужно еще и отказаться от этой привычки – от привычки к воплощенному наличествованию такого человека, который так вас избаловал. Видя на поминках такое количество самых чудесных людей, я пыталась понять, как я вписываюсь вообще в эту картину, каким чудом и за что мне там, у Гали нашлось место. Вот не знаю. Наверное, за такую привилегию я должна быть к себе на «вы». …да, в тот раз у Гали ничего фатального не нашли, несмотря на полное обследование. В ноябре не нашли, а в мае появился диагноз «поздно». *** *** Галина Чаликова, основатель и директор фонда «Подари жизнь» /http://podari-zhizn.ru/ Столько всего происходит, и мне так хотелось бы узнать твое мнение. Человек живет до тех пор, пока его мнение кто-то хочет узнать. А я даже верю, что узнаю. Когда-нибудь соберемся все вместе и поговорим. | |
Категория: Личности | (06.11.2015) | |
Просмотров: 820 |